МБОУ «Веселовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Социалистического Труда Я.Т.Кирилихина»
309923, Россия, Белгородская область, Красногвардейский район, с. Веселое, ул. Мира, 160.
  • Функциональная грамотность

    Международные исследования оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты международных исследований отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом.

    Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.

    Выделены отличительные черты функциональной грамотности:

    1.направленность на решение бытовых проблем;
    2.является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
    3.связь с решением стандартных, стереотипных задач;
    4.это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.
    Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.

    Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

    Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга.

    Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.

    Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.

    Составляющие функциональной грамотности

    1. Читательская грамотность    Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
    2. Естественно-научная грамотность    Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественнонаучными идеями
    3. Математическая грамотность    Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты
    4. Финансовая грамотность    совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
    5. Креативное мышление    способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
    6. Глобальные компетенции    сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем
    Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

    Материалы для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

    Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся

    Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»

    Письмо Министерства просвещения РФ от 14 сентября 2021 года № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

    Приказ департамента образования Белгородской области от 17 сентября 2021 года № 2535 «О реализации комплекса мер, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Белгородской области»

    Приказ департамента образования Белгородской области от 21 сентября 2021 года № 2555 «Об утверждение региональной команды по формированию функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Белгородской области»

    Приказ УО от 01.10.2021 г. № 862/ОД "Об организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Красногвардейского района в 2021-2022 учебном году"

    Приказ ОУ от 04.10.2021 г. № 381 "Об организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся в 2021-2022 учебном году"

    Положение "О формировании функциональной грамотности"

    Приказ "Об организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся в 2023-2024 учебном году"

    Список литературы по формированию функциональной грамотности

    Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач)

    Образовательная платформа "Просвещение"

    Тест "Цифровые компетенции педагога"

    Материалы Института стратегии развития образования РАО

    Читательская грамотность: понятие, приемы формирования (презентация)

    Банк заданий по функциональной грамотности

    Региональные мероприятия по формированию функциональной грамотности

    Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности учеников 5–9-х классов

    с использованием открытого банка заданий
     


    1. Читательская грамотность: https://ss.resobr.ru/fungram/Chitgram.pdf

    2. Естественнонаучная грамотность:  https://ss.resobr.ru/fungram/Estestvgram.pdf

    3. Финансовая грамотность: https://ss.resobr.ru/fungram/Fingram.pdf

    4. Математическая грамотность: https://ss.resobr.ru/fungram/Matgram.pdf

    5. Глобальные компетенции: https://ss.resobr.ru/fungram/Globalkomp.pdf

    6. Креативное мышление: https://ss.resobr.ru/fungram/Kreativmyshlenie.pdf

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie