МБОУ «Веселовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Социалистического Труда Я.Т.Кирилихина»
309923, Россия, Белгородская область, Красногвардейский район, с. Веселое, ул. Мира, 160.
  • Безопасность учеников

    В любой экстренной ситуации звоните по номеру:

    112

    Горячая линия "Ребёнок в опасности"

    Короткий номер (123) или номер 8 (4722) 739-171 - телефонная линия «Ребенок в опасности», на которую несовершеннолетние, их родители или просто неравнодушные жители области могут сообщить о совершенном или готовящемся в отношении несовершеннолетнего преступлении или тяжелой жизненной ситуации, в которую попал ребенок. Телефонная линия работает в круглосуточном режиме.

    ГУ МВД России по Белгородской области

    +7 (4722) 35-25-11,
    +7 (4722) 35-28-90,

    ГИБДД
    +7 (47247) 3-12-32,
    +7 (47247) 3-10-02

    ФСБ
    +7 (4722) 27-02-55,
    +7 (4722) 27-32-02

    Вводный текст...

    Обеспечение антитеррористической безопасности в школе

    Действия при появлении посторонних предметов
    Инструкции по антитеррористической безопасности в школе предполагают следующие действия, которые должны предпринять члены комиссии при появлении незнакомых предметов:
    зафиксировать время обнаружения и известить директора школы;
    эвакуировать всех людей, находящихся в данный момент на территории школы;
    срочно известить все службы и органы правопорядка и обеспечить контроль за их беспрепятственным подъездом к месту нахождения предмета;
    всех прибывших на место происшествия лиц пропускать после тщательной проверки и с разрешения директора.

    Документ по антитеррористической защищенности

    Все объекты массового посещения людей обязаны разработать Паспорт антитеррористической защищенности. В их число входят и школы. В этом документе отражены сведения о том, как организована антитеррористическая безопасность в школе. Необходимость введения Паспортов антитеррора объясняется их предназначением и целями. Разработка этого документа необходима для того, чтобы можно было оценить данный объект в плане недопущения террористических актов или минимизации их последствий для здоровья и жизни людей, находящихся на территории объекта. В Паспорте представлены возможные сценарии развития кризисных событий, указаны слабые места в смысле защищенности объекта и варианты их защиты и выхода из кризисной ситуации.

    Функции руководителя

    Ответственный за антитеррористическую безопасность в школе - руководитель, то есть директор школы. Его главные функции - это организация совместных мероприятий с правоохранительными органами и контроль за действиями по обеспечению безопасности на всей территории учебного заведения. Постоянно действующим органом, управляющим деятельностью по осуществлению безопасности учебного заведения, является антитеррористическая комиссия. В ее состав включаются заместитель директора, начальник штаба гражданской обороны, механик, электрик и другие лица по усмотрению руководителя. Основанием для создания комиссии служит приказ об обеспечении антитеррористической безопасности в школе.

    Деятельность комиссии

    Антитеррористическая комиссия составляет план работы и совместных мероприятий с органами правопорядка. Проводится полная инвентаризация для обследования имеющихся входов и выходов и обеспечения их охраны и контроля всех лиц, входящих на территорию учебного заведения. В ходе инвентаризации комиссия определяет минимальное количество входов, которые нужно оставить открытыми, остальные закрываются и опечатываются. Комиссия также разрабатывает инструкции по антитеррористической безопасности в школе, в них подробно расписаны действия персонала и детей в случае угрозы безопасности людей, присутствующих на территории школы.

    В комплекс предупредительных мер входят:

    В комплекс предупредительных мер входят: ежедневный обход территории, осмотр всех мест, в которых возможна закладка взрывного устройства; регулярная проверка складских помещений, особенно после поступления каких-либо материалов; тщательный контроль за подбором кадров; систематическая проверка помещений, сданных в аренду; обход работниками охраны здания школы по вечерам для проверки целостности окон, решеток, дверей; инструктаж по антитеррористической безопасности в школе совместно с работниками правоохранительных органов.

    Действия при подозрении на вероятность теракта

    Если имеются подозрения на возможность организации теракта, следует усилить бдительность и немедленно докладывать директору о следующих подозрительных признаках:
    -попытка проникновения в школу посторонних людей;
    -стремление незнакомых людей вступить в контакт с охраной или детьми;
    -ведение наблюдения за территорией школы – визуального или с помощью технических средств;
    -изучение подсобных помещений посторонними людьми;
    -прибытие в адрес школы незаказанных грузов или появление на территории незнакомых предметов;
    -выход из строя сигнализации, телефонной связи или электроэнергии.

    Работа с учащимися

    Регулярный инструктаж по антитеррористической безопасности в школе необходимо проводить со школьниками. Им нужно объяснять опасность и недопустимость следующих действий:
    -трогать или пользоваться пакетами или предметами, найденными на улице;
    -брать у посторонних людей какие-либо вещи или игрушки;
    -нельзя трогать проволоку или шнур, натянутые в каком-то месте.
    Обеспечение антитеррористической безопасности в школе определяет и порядок действий при поступлении угроз по телефону:
    -попытаться запомнить весь разговор и сразу записать на бумаге;
    -если это возможно, записать номер звонившего; во время разговора постараться определить пол либо возраст звонившего, какие-то особенности речи;
    -запомнить особенности звукового фона во время звонка – шум поезда, голоса людей и т. д.;
    -записать время разговора; сразу после звонка сообщить о нем только директору школы или его заместителю;
    -не нужно класть телефонную трубку после окончания разговора.

    Организация безопасности в праздничные дни

    Для профилактики террористических угроз за две недели до праздничных дней директор издает приказ об усилении антитеррористической безопасности в школе, который регламентирует дополнительные меры, принимаемые в целях обеспечения безопасного проведения праздничных мероприятий. Эти действия включают:
    -проведение внепланового инструктажа учителей, остального персонала, учащихся школы;
    -усиление охраны и ужесточение пропускной системы;
    -дежурство учителей, учащихся на этажах, лестницах, в столовой;
    -ежедневная проверка всех помещений, входов и выходов;
    -контроль за работой охранников;
    -своевременный вывоз мусора, обеспечение должного санитарного состояния территории.
    Контроль за исполнением приказа лежит на директоре школы. По каждому случаю нарушения приказа должно проводиться служебное расследование с привлечением виновных к ответственности.
    Формы работы с детьми
    Для обеспечения эффективной защиты школы от террористической угрозы большое значение имеет работа с детьми – учащимися младших классов. Конечно, трудно объяснить ребенку необходимость следования правилам безопасности, не пугая его. Нужно постараться сделать это в мягкой форме или с помощью игровых ситуаций. Ребенок должен научиться вести себя правильно в нестандартных ситуациях. К сожалению, терроризм – это реальность, и ребенок должен быть к ней готов ради спасения своей жизни. Антитеррористическая безопасность в школе может включать также дополнительные мероприятия в зависимости от конкретных условий, в которых она функционирует.

    Формы работы с детьми

    Для обеспечения эффективной защиты школы от террористической угрозы большое значение имеет работа с детьми – учащимися младших классов. Конечно, трудно объяснить ребенку необходимость следования правилам безопасности, не пугая его. Нужно постараться сделать это в мягкой форме или с помощью игровых ситуаций. Ребенок должен научиться вести себя правильно в нестандартных ситуациях. К сожалению, терроризм – это реальность, и ребенок должен быть к ней готов ради спасения своей жизни. Антитеррористическая безопасность в школе может включать также дополнительные мероприятия в зависимости от конкретных условий, в которых она функционирует.

    С целью предупреждения возникновения пожароопасных ситуаций по вине учащихся в общеобразовательном учреждении, сохранения их здоровья и жизни во время возможного возникновения пожара необходимо в обязательном порядке и систематически проводить с учащимися инструктажи по пожарной безопасности в школе.
    Проведение учащимся инструктажей по пожарной безопасности в школе осуществляют классные руководители; учителя, ответственные за пожарную безопасность в кабинетах; лица, ответственные за проведение общешкольных мероприятий, олимпиад.
    Инструктажи по пожарной безопасности детей (учащихся) школы подразумевают изучение школьниками основных правил и требований пожарной безопасности при нахождении в помещениях общеобразовательного учреждения, на его территории, при массовых мероприятий, при проведении лабораторных и практических работ в специализированных школьных кабинетах, при обращении с огнем.
    Работники школы должны быть в обязательном порядке ознакомлены с вводным инструктажем по пожарной безопасности в школе, проинструктированы о порядке и правилах эвакуации при возникновении пожара.
    С целью сбережения жизни и здоровья необходимым является проведение классным руководителем инструктажей с учащимися (детьми) о правилах пожарной безопасности в школе и дома, о правилах поведения при пожаре в школе или дома.
    Школьники на классные часы могут готовить небольшие выступления по данным вопросам пожарной безопасности, а также стенгазеты.

    Общие требования пожарной безопасности

    Мероприятия по пожарной безопасности в школе включают:
    Средства пожаротушения и оповещения по ПБ
    1. Система оповещения. В школе должна устанавливаться автоматическая сигнализация, самостоятельно реагирующая на возникновение чрезвычайной ситуации. Монтируются извещатели, внутренняя телефонная связь, звонковое оповещение.
    2. Первичные средства пожаротушения. Система противопожарной защиты укомплектовывается огнетушителями, пожарными щитами с набором инвентаря, кранами с рукавами. Осуществляется контроль над их техническим состоянием и работоспособностью.
    3. План эвакуации. Разрабатывается комплект эвакуационных планов, включая общий, секционные, этажные и локальные. Осуществляется их размещение на объекте.
    4. Тревожная система. Устанавливается система объявления пожарной тревоги. Монтаж производится с расчетом на полное и своевременное оповещение всех людей, находящихся в здании.
    5. Размещение символики. По всему корпусу устанавливаются соответствующие знаки и таблички. Прежде всего, оснащаются эвакуационные выходы и пути.
    6. Маршруты эвакуации. Все маршруты должны находиться в исправном состоянии, а выходы открытыми. С пути эвакуационного отступления убираются все предметы и имущество, способное помешать своевременному отходу из здания.
    7. Наличие стендов. На видных местах размещаются стенды и плакаты с разъяснением мер пожарной безопасности.
    8. Система обучения. С учениками, преподавателями и техническим составом проводятся соответствующие занятия. Обучение производится отдельно для категорий обучаемых и обучающих. Одной из мер является инструктаж по пожарной безопасности в школе для сотрудников и учащихся школы.
    Ответственность за осуществление комплекса мероприятий лежит на администрации заведения – на директоре и заместителях. Преподаватели отвечают за конкретный, закрепленный за ними кабинет, в котором они, как правило, преподают.
    При проведении учений приглашаются представители территориально ответственной пожарной части. В ходе отработки вопросов, подымаемых в ходе учений, доводится информация о порядке эвакуации, каким образом используются первичные средства пожарной защиты, какие действия необходимо предпринять после объявления тревоги.

    Запрещается

    • первый запрет
    • второй запрет
    • третий запрет

    Действия при возникновении пожара

    •    Основные требования Правил пожарной безопасности:
    не оставляйте без присмотра включенные в электросеть бытовые электроприборы;
    эксплуатируйте электроприборы в соответствии с требованиями инструкций по эксплуатации заводов-изготовителей;
    следите за неисправностью электропроводки, не пользуйтесь поврежденными электроприборами, электророзетками;
    не включайте в одну электророзетку одновременно несколько мощных потребителей электроэнергии, перегружая электросеть;
    не эксплуатируйте электросветильники со снятыми защитными плафонами;
    не пользуйтесь в помещении источниками открытого огня (свечи, спички, факела и т.д.);
    в квартирах жилых домов и комнатах общежитий запрещается устраивать различного рода производственные и складские помещения, в которых применяются и хранятся пожароопасные и взрывопожароопасные вещества и материалы;
    запрещается хранить в квартирах и комнатах общежитий баллоны с горючими газами, емкости с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями и т.д.;
    запрещается загромождать пути эвакуации (лестничные клетки, лестничные марши, коридоры) различными материалами, изделиями, оборудованием;
    запрещается устраивать на лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и горючие материалы.
    Пожар в квартире
    НЕЛЬЗЯ делать при пожаре в доме (квартире):
    - пытаться выйти через задымленный коридор или лестницу (дым очень токсичен, горячий воздух может также обжечь легкие);
    - опускаться по водосточным трубам и стоякам с помощью простыней и веревок (если в этом нет самой острой необходимости, ведь падение без отсутствия специальных навыков почти всегда неизбежно);
    - прыгать из окна (начиная с 4-го этажа, каждый второй прыжок смертелен)
    НЕОБХОДИМО:
    - сообщить в пожарную охрану по телефону 101 или 112 (с мобильного телефона).
    - вывести на улицу детей и престарелых.
    - попробовать самостоятельно потушить пожар, используя подручные средства (воду, плотную ткань, землю из-под цветов и т.п.).
    - при опасности поражения электрическим током отключить электроэнергию (автоматы в щитке на лестничной площадке),
    - помните, что легковоспламеняющиеся жидкости тушить водой неэффективно. Лучше всего воспользоваться огнетушителем, а при его отсутствии мокрой тряпкой.
    ·      Во время пожара необходимо воздержаться от открытия окон и дверей для уменьшения притока воздуха.
    ·      Если в квартире сильно задымлено, и ликвидировать очаги горения своими силами не предоставляется возможным, немедленно покиньте квартиру, прикрыв за собой дверь.
    ·      При невозможности эвакуации из квартиры через лестничные марши используйте балконную лестницу, а если ее нет, то выйдите на балкон, закрыв плотно за собой дверь, и постарайтесь привлечь к себе внимание прохожих и пожарных.
    ·      По возможности организуйте встречу пожарных подразделений, укажите на очаг пожара.
    ·      Рекомендуем Вам заранее застраховать себя, свое имущество на случай пожара и хранить документы, деньги в месте, известном всем членам Вашей семьи на случай внезапной эвакуации при пожаре.
                                                                                           Дым в подъезде
    ·      Позвоните в пожарную охрану.
    ·      Если дым не густой и Вы чувствуете, что дышать можно, то попробуйте определить место горения (квартира, почтовый ящик, мусоросборник и т.п.), а по запаху - что горит (электропроводка, резина, горючие жидкости, бумага и т. п.).
    ·      Помните, что огонь и дым на лестничной клетке распространяются только в одном направлении - снизу вверх.
    ·      Если Вам удалось обнаружить очаг, то попробуйте его потушить самостоятельно или при помощи соседей подручными средствами.
    ·      Если потушить пожар не представляется возможным, то оповестите жильцов дома и, не создавая паники, выйдете наружу, используя лестничные марши или через пожарные лестницы балкона. Проходя по задымленным участкам, постарайтесь одолеть их, задерживая дыхание или закрыв рот и влажным нос платком, полотенцем.
    ·      Если дым идет из квартиры и оттуда слышны крики, то надо, не дожидаясь пожарных, выбить двери. Помните, что гореть может в прихожей, и есть вероятность выхода огня в подъезд, то есть прямо на Вас. И второе - взломав дверь, Вы тем самым усилите приток воздуха и соответственно горение.
    ·      Если же, выйдя в подъезд, Вы попали в густой дым, то нужно немедленно вернуться в квартиру и плотно закрыть дверь. А дверные щели и вентиляционные отверстия, в которые может проникать дым, необходимо заткнуть мокрыми тряпками. Если дым все же проникает, то покиньте прихожую и закройтесь в комнате. И последнее, что Вы можете сделать - это выйти на балкон, и постараться привлечь к себе внимание.
    ·      При наличии пострадавших вызовите скорую помощь.
    ·      Если Вы живете в здании повышенной этажности (10-й и выше), то здесь на случай пожара предусмотрены дополнительные меры по обеспечению Вашей безопасности. Это незадымляемые наружные лестницы, системы дымоудаления и внутренних пожарных кранов, автоматическая пожарная сигнализация в квартирах. За указанным оборудованием следует осуществлять контроль и в случае неисправности сообщать в диспетчерскую для принятия технических мер по ее устранению. В 9-этажных домах на лоджиях для эвакуации при пожаре предусмотрены металлические лестницы с по 5 этажи, поэтому напоминаем, что забивать и загромождать люки на лоджиях запрещается так же, как и демонтировать лестницы.
                                                                       Пожар, дым в подвале
                  Необходимо:
    ·      Позвонить в пожарную охрану.
    ·      Ни в коем случае не пытайтесь сами проникнуть в подвал, это может закончиться для Вас трагично.
    ·      Если Вы живете на первом этаже и в Вашей квартире стал появляться дым, то откройте окна (но не дверь в подъезд), а затем покиньте квартиру, оповестив соседей. Дожидайтесь приезда пожарных на улице. На вышележащих этажах рекомендуем тоже открыть окна.
    ·      Но если Вы все же зашли в подвал или оказались там на момент пожара, то советуем пробираться либо низко пригнувшись, либо ползком. Старайтесь дышать через ткань, тряпку. Если Вы заблудились, то постарайтесь определить, в какую сторону больше вытягивает дым, значит, вероятней всего там дверной проем.
    ·      Примечание: Во время пожара в подвале из-за слабого притока воздуха возникает очень высокая температура, так что можно ориентироваться по температуре воздуха и на ощупь по стенам. Тем не менее, если выход не найден, то не отчаивайтесь, лягте в проходе, где сравнительно не очень высокая температура, и постарайтесь чем-нибудь накрыться. Рано или поздно Вас все равно обнаружат.
    И последнее. Если вы все же решили спасаться через сильно задымленный коридор, что крайне опасно, то советуем захватить намоченную плотную ткань, которой следует накрыться и двигаться пригнувшись либо ползком. Плотная ткань будет предохранять Вас от дыма и позволит проскочить через незначительные участки с открытым огнем и высокой температурой. Если на Вас надвигается огненный вал, то, не мешкая, падайте, закрыв голову тканью, в этот момент не дышите, чтобы не получить ожогов внутренних органов.
    Действия при возникновении пожара
    •    В число основных правил действий при возникновении пожара входят:
    главным правилом является обязательное сохранение самообладания, панике поддаваться нельзя;
    спокойным быстрым шагом направиться в сторону эвакуационного выхода;
    после того, как класс оказался вне пределов горящего здания, учитель должен проверить количество учеников, покинувших школу;
    при обнаружении пострадавших и отсутствующих доложить руководству с целью организации поиска и оказания первой помощи.
    Порядок действий в ходе возгорания и проведения противопожарных занятий в здании можно узнать, посетив уголок пожарной безопасности в школе. После подачи сигнала учебной пожарной тревоги преподаватель должен:
    организовать быструю эвакуацию школьников из помещения;
    выбрать оптимальный маршрут выхода из школы;
    осуществить выдачу индивидуальных средств защиты;
    воспрепятствовать попыткам учеников тушить огонь;
    из класса берется только классный журнал, личные вещи, включая ранцы и портфели, оставляются в классе;
    после завершения эвакуации отойти на безопасное расстояние от горящей школы и проверить списочный состав учащихся;
    доложить руководителю результаты проверки.

    Статистика аварийности свидетельствует о том, что преобладающим видом ДТП являются наезды на пешеходов. Причин наездов на пешеходов много, но одними из главных являются невыполнение ими своих обязанностей и незнание или нарушение правил безопасного поведения на дорогах. Поэтому одним из основных направлений в профилактике аварийности должно стать обучение людей, воспитание у них ответственного поведения на дороге, привитие навыков постоянного контроля за изменением дорожной обстановки. Такие навыки создают условия для сдерживания пешехода от необдуманных поступков.

    Выполняя требования Правил дорожного движения, пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным или велосипедным дорожкам, а при их отсутствии по обочинам, где отсутствует контакт с транспортными средствами. Однако не следует идти по самому краю тротуара, прилегающего к проезжей части дороги. Оступившись, пешеход может неожиданно оказаться на проезжей части дороги. Задеть пешехода могут и транспортные средства особенно с прицепом, движущиеся рядом с тротуаром, так как отклонение прицепа при маневрировании может достигать 1,5 метров.
    Пересекать проезжую часть дороги пешеходы должны по пешеходным переходам. В случае их отсутствия на перекрестках необходимо двигаться по линии тротуаров и обочин, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен. При отсутствии в пределах видимости обозначенных пешеходных переходов и перекрестков пешеход должен перейти проезжую часть дороги на участке, где она хорошо просматривается в обе стороны и по кратчайшей траектории, что обеспечит наименьший период времени нахождения пешехода на проезжей части дороги. Нельзя принимать решение о пересечении проезжей части на закруглениях дороги с малым радиусом, а также пересекать ее в местах, с ограниченной обзорностью из-за транспортных средств или иных препятствий.
    Перед тем как выйти на проезжую часть пешеход должен убедиться в отсутствии транспортных средств или правильно оценить расстояние до приближающихся транспортных средств, и их скорость. Безопасным на загородной дороге является удаление транспортных средств на расстоянии 150-200 метров, в населенном пункте 100-150 метров. Для определения безопасной дистанции пешеход должен знать, что средняя его скорость составляет около 1,2 метров в секунду, это позволяет ему пересекать дорогу шириной 7-10 метров за 6-8 секунд. В тоже время автомобиль движется вне населенного пункта со скоростью около 90 километров в час или 25 метров в секунду, а в населенном пункте – 60 километров в час, то есть около 17 метров в секунду.
    Переходя проезжую часть дороги, пешеход не должен замедлять движение или останавливаться на ней, поскольку это повышает опасность наезда. В местах, где отсутствуют тротуары, пешеходные или велосипедные дорожки, а также обочины пешеходы могут двигаться по проезжей части навстречу потоку транспортных средств, чтобы видеть приближающийся автомобиль и своевременно уступить ему дорогу. В таких случаях пешеход должен идти как можно ближе к краю проезжей части, чтобы занимать минимальное пространство и не препятствовать движению транспортных средств.
    Группы детей нельзя вести по проезжей части дороги. Если же тротуар, пешеходная или велосипедная дорожка отсутствует, детей можно вести по обочине навстречу движению транспортных средств и только в светлое время суток. Группа детей должна обязательно сопровождаться совершеннолетними из расчета не менее одного сопровождающего на двадцать детей.
    Особенно опасно пересекать проезжую часть дороги в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, поскольку пешеход видит автомобиль с включенными фарами, а водитель может не заметить пешехода. Многие пешеходы, особенно дети, этого не знают, чем подвергают себя опасности, так как водитель заметит их только в тот момент, когда пешеход будет освещен светом фар транспортного средства. При этом темная одежда поглощает свет и, как правило, менее заметна для водителя.
    Для того чтобы улучшить видимость человека на дороге в темное время суток пешеходу необходимо обозначить себя световозвращающими элементами. Следует иметь в виду, что во время тумана в светлое время суток свет фар не облегчает водителю распознавание объектов на дороге, а пешеход видит транспортное средство значительно раньше, чем водитель его.
    Часто водители испытывают затруднения из-за неопределенного поведения пешехода на дороге, когда он выходит на проезжую часть и останавливается, не зная как действовать в возникшей ситуации. Водителю трудно предвидеть, какие действия будут предприняты пешеходом. В таких случаях пешеходу необходимо отойти на безопасное место, сделать знак рукой или предпринять такое действие, которое однозначно было бы понятно водителю приближающегося транспортного средства.
    Детей необходимо периодически обучать навыкам безопасного поведения на дороге. Такое обучение необходимо проводить с детьми каждый раз после длительного их отсутствия в населенном пункте, например, после каникул, болезни и т.п. При этом необходимо информировать их о наиболее опасных участках дорог и объяснить в чем заключается опасность при движении по этим участкам.
    Для того чтобы ребенок лучше усвоил безопасную дорогу в школу, можно разрешить ему выступить в роли провожатого, чтобы он сам выбирал путь и обосновал свое мнение. Такой подход к обучению помогает своевременно выявить и устранить ошибки, которые ребенок может допустить при движении в школу или другие места самостоятельно. При информировании пожилых пешеходов и водителей нужно обращать их внимание на то, что с возрастом снижается реакция, слух, зрение, в связи с чем, они должны более тщательно подходить к оценке ситуации на дороге, чтобы свести к минимуму риск ДТП. Часто пожилые люди, принимающие лекарства, не знают их побочные действия, которые могут отрицательно влиять на их состояние и привести к чрезвычайной ситуации на дороге.
    Велосипедисты и водители мопедов становятся участниками ДТП из-за невысокой скорости движения этих транспортных средств, плохой видимости их в темное время суток, отсутствия специального обучения. Большинство таких происшествий совершается при пересечении перекрестков и выполнении ими левого поворота или разворота. При выполнении этого маневра безопасное расстояние до встречного транспорта определяется водителями в зависимости от длины перекрестка, скорости велосипеда или мопеда и встречного транспорта. Именно здесь и допускают ошибки, особенно молодые и неопытные водители. Безопасно осуществить поворот налево можно в том случае, если расстояние до встречного автомобиля во столько раз больше пути движения на перекрестке, во сколько раз скорость встречного автомобиля больше скорости поворачивающего. Учитывая скорость транспортных средств в населенных пунктах можно считать, что поворачивать налево можно тогда, когда расстояние до встречного автомобиля больше длины траектории движения на перекрестке как минимум в 5 раз. Кроме того, велосипедисты и водители мопедов должны знать, что им запрещается поворачивать налево или разворачиваться на дороге, имеющей трамвайный путь, а также на дороге, имеющей более одной полосы для движения в данном направлении.
    Зачастую наезд на велосипедистов происходит при резком отклонении их от траектории прямолинейного движения или при движении на расстоянии более одного метра от края проезжей части.
    Значительную часть происшествий, происходящих по вине пешеходов, водитель может предотвратить, если будет учитывать, что человек, вышедший на дорогу может испытывать недомогание, находиться в состоянии душевного беспокойства, иметь плохое зрение или слух. Водитель должен учитывать, что в определенных ситуациях пешеходу необходимо предоставить преимущественное право на движение, иначе пешеход может испугаться быстро приближающегося транспорта и неожиданно изменить направление движения. Наиболее опасные ситуации возникают при внезапном появлении пешехода на проезжей части дороги из-за стоящего транспортного средства или другого препятствия, ограничивающего обзор. Чаще всего это происходит там, где транспортное средство останавливается прямо на проезжей части дороги, имеющей недостаточную ширину или возле оборудованных «карманов», если они не имеют дополнительных инженерных устройств – барьеров, сеток и т.п. Поэтому водитель, проезжая мимо стоящих на остановках автобусов, троллейбусов, должен соблюдать следующие меры предосторожности: снизить скорость, по возможности увеличить интервал относительно стоящего транспорта и при появлении пешехода внимательно наблюдать за его действиями и быть готовым к экстренной остановке транспортного средства.
    Если водитель движется по двухполосной дороге и выдерживает интервал до стоящего попутного автобуса около 1,5 метров, то он сможет заметить пешехода, выходящего из-за автобуса с расстояния 12-13 метров, что, как правило, достаточно для того, чтобы остановить на сухом асфальтобетонном покрытии грузовой автомобиль, движущийся со скоростью 20-25 километров в час и легковой автомобиль, движущийся со скоростью 30-35 километров в час. Аналогичные меры предосторожности нужно соблюдать и при проезде по двухполосным дорогам мимо автобуса и троллейбуса, стоящего на встречной полосе. Почти каждый пятый наезд на пешехода, совершаемый по вине водителей транспортных средств, происходит на нерегулируемом перекрестке. Причиной таких происшествий, как правило, является неправильная концентрация и распределение внимания водителей при оценке возникшей ситуации. Например, водитель, концентрируя внимание на приближающихся транспортных средствах, упускает из поля зрения поведение пешеходов. В ряде случаев наезд на пешехода происходит, когда он движется по пешеходному переходу, расположенному на многополосной проезжей части дороги, а транспортное средство выезжает из-за стоящих в соседних рядах транспортных средств. Нередко наезд на пешехода совершается транспортным средством, проезжающим перекресток в период смены сигналов светофора. Подъезжая к пешеходному переходу, водитель должен внимательно наблюдать за поведением пешеходов и водителей других транспортных средств. Если, движущийся впереди по соседней полосе автомобиль затормозил, то, возможно, что он останавливается, чтобы пропустить пешехода, поэтому в этой ситуации необходимо притормозить или остановиться, и продолжить дальнейшее движение, убедившись в отсутствии пешеходов.
    Бывают случаи, когда транспортное средство совершает наезд на пешехода, выходящего из трамвая, стоящего на остановочном пункте, расположенном посредине проезжей части. Это является грубым нарушением требований пункта 120 Правил дорожного движения, который обязывает водителя остановиться и уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему на остановке трамваю либо от него (со стороны дверей), если посадка (высадка) пассажиров производится с проезжей части дороги или с посадочной площадки, расположенной на ней. Начинать движение разрешается только после закрытия дверей трамвая и выключения на нем аварийной световой сигнализации (светового указателя правого поворота).
    Особую осмотрительность нужно проявлять водителю при встречном разъезде в зоне пешеходного перехода, поскольку пешеход, перебегая дорогу перед близко идущим транспортом, все внимание уделяет ему и не замечает встречное транспортное средство. Водителю нужно учитывать, что любое появление пешехода на проезжей части дороги должно стать сигналом опасности совершения ДТП, особенно в условиях скользкого покрытия, когда пешеход не может быстро перейти проезжую часть, а водитель быстро остановить транспортное средство. При приближении к пешеходам водителю не следует полагаться на подачу звукового сигнала, поскольку пешеход может растеряться и своевременно не освободить проезжую часть. Поэтому самым надежным способом предотвращения наезда является снижение скорости и остановка автомобиля. В то же время при возникновении опасных ситуаций водителям необходимо знает, что если пешеходами являются молодые люди, они переходят дорогу быстро и их лучше объезжать сзади. Пожилые пешеходы, как правило, рассеянны и невнимательны, заметив или услышав автомобиль при переходе дороги, они чаще всего поворачивают назад, поэтому, если объезжать их сзади, не исключена вероятность наезда.
    Около 30 % случаев наездов на пешеходов происходит тогда, когда они находятся в нетрезвом состоянии, которое приводит к потере возможности правильно оценивать дорожную обстановку. Водителю, как правило, трудно предугадать, как поведет себя такой пешеход при приближении к нему транспортного средства. Кроме того, на скользкой дороге у таких пешеходов возрастает вероятность падения на дорогу. Поэтому водитель, заметив неустойчивое поведение пешехода, должен снизить скорость движения, а в ряде случаев и остановиться или объехать его на большем расстоянии.
    Водителю не следует забывать о том, что неблагоприятные погодные условия повышают опасность наезда на пешеходов, поскольку их внимание снижается, например, при низкой температуре воздуха, сильном ветре, дожде, снегопаде и т.п.
    Большую опасность для водителей на проезжей части представляют дети. Они не всегда осознают опасность, отличаются непоследовательностью действий. Водитель, зная об этом, должен воспринимать появление ребенка на проезжей части или даже у края тротуара, как сигнал тревоги и не пытаться объехать ребенка на проезжей части дороги, так как ребенок может неожиданно изменить направление движения. Особенно опасно, когда дети на проезжей части дороги катаются на коньках, санках или лыжах. Такие места водитель должен проезжать с особой осторожностью и только тогда, когда уверен, что они видят автомобиль и не находятся в движении.
    Приближаясь к стоящему автобусу с включенной аварийной световой сигнализацией и имеющему опознавательный знак «Перевозка детей», водитель должен снизить скорость движения, при необходимости остановиться и уступить дорогу пешеходам.
    Особую опасность представляет превышение водителями установленной скорости движения в местах массового передвижения детей – у школ, детских садов, площадок, когда на проезжей части или в непосредственной близости от нее находятся дети.
    Часто ДТП с детьми совершаются в ситуациях, когда они оказываются между встречными потоками транспорта. Если в такой ситуации ребенок видит автомобиль – опасность меньше, если же он смотрит в противоположную сторону – опасность возрастает, поскольку нет уверенности в том, что ребенок заметит автомобиль. Особое внимание необходимо проявлять в ситуациях, когда ребенок на проезжей части дороги стоит спиной к приближающемуся автомобилю или его внимание отвлекают другие дети, уже перешедшие дорогу, а также в случаях, когда на середине дороги находится группа детей. Водитель в такой обстановке в соответствии с требованиями пункта 119 Правил дорожного движения должен быть готов снизить скорость движения или остановиться, чтобы исключить вероятность наезда на детей. Следует подчеркнуть, что соблюдать эти требования водитель обязан везде, в том числе и вне пешеходных переходов.
    Большинство несчастных случаев можно избежать, если обучать ребенка правильному и безопасному поведению на дороге. Основная причина ДТП заключается в том, что дети переносят на дорогу привычки, навыки наблюдения, которые они приобрели в быту. Следует отметить, что из каждых двадцати случаев наездов на детей девятнадцать повторяются. Девять из десяти пострадавших на проезжей части дороги детей вовремя не заметили приближающееся транспортное средство и ошибочно считали, что находятся в безопасности. Шесть из десяти пострадавших детей выбежали или вышли на дорогу из-за стоящих или движущихся автомобилей, зданий, насаждений, заборов и других объектов, ограничивающих водителю обзорность.
    Восемь процентов пострадавших детей попали в ДТП в ситуации обгона и опережения транспортных средств. Двое из десяти пострадавших детей не заметили вовремя опасность потому, что их внимание было отвлечено объектом на другой стороне улицы. Чаще это бывает на улицах с небольшой интенсивностью движения. Шесть процентов пострадавших детей попали под автомобиль после того, как вырвались из рук родителей. Причем такое поведение характерно для детей в возрасте до шести лет. При переходе улицы ребенка надо постоянно учить наблюдению за дорожной обстановкой.
    Неправильное поведение родителей на дороге вместе с ребенком может перечеркнуть знания и навыки, полученные им ранее. Поэтому с ребенком не должно быть никакой спешки на проезжей части, никаких разговоров о постороннем во время перехода дороги, никаких нарушений Правил дорожного движения.
    Ребенка необходимо учить видеть объекты, ограничивающие видимость движущихся транспортных средств – насаждения у подъезда, стоящие автомобили, угол дома и другие предметы. Ребенок должен привыкнуть к тому, что необходимо оценить обстановку, прежде чем выйти из-за этих объектов на проезжую часть дороги.
    Рекомендации по выбору безопасной скорости движения
    Правильный выбор скорости движения транспортного средства является одним из наиболее важных условий безаварийной работы водителя. Скорость движения автомобиля может изменяться в широких пределах. В соответствии с требованиями Правил дорожного движения водитель при выборе скорости движения должен учитывать ограничения скорости, установленные данными Правилами и техническими средствами организации дорожного движения, а также интенсивность движения, обзорность дороги, особенности и состояние транспортного средства и перевозимого им груза, дорожные, погодные (метеорологические) условия и другие факторы, снижающие прозрачность атмосферы и влияющие на видимость дороги в направлении движения.
    С возрастанием скорости движения процесс вождения автомобиля усложняется и требует большего напряжения сил и внимания а, следовательно, возрастает и вероятность возникновения ДТП. При скорости 100 километров в час частота пульса увеличивается даже у опытных водителей. Кроме того, чем выше скорость, тем тяжелее последствия ДТП. Поэтому при меньших скоростях, безусловно, легче обеспечить безопасность дорожного движения. Однако надо иметь в виду, что, большинство происшествий возникает не просто из-за высоких скоростей движения, а из-за несоответствия скорости автомобиля конкретным дорожным условиям, обстановке движения, подготовленности водителя. Многие водители не умеют правильно выбирать безопасную скорость. По данным анализа превышение установленной скорости движения и неправильный ее выбор являются наиболее частой причиной ДТП. Стремление двигаться с необоснованно высокой скоростью особенно часто проявляется у молодых неопытных водителей.
    Опытного водителя отличает, прежде всего, движение без больших перепадов скорости, без интенсивного разгона и резких торможений с наименьшим количеством переключения передач. Такой режим движения меньше утомляет водителя и пассажиров, позволяет снизить расход топлива, уменьшить износ автомобиля и главное – позволяет существенно снизить вероятность возникновения опасных дорожно-транспортных ситуаций.
    Скорость, с которой можно безопасно двигаться в конкретной обстановке, должна зависеть от возможности остановить автомобиль при возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить. На выбор безопасной скорости влияет интенсивность движения. Как показали исследования, наиболее безопасной является скорость, равная или близкая к средней скорости транспортного потока. Если же скорость автомобиля отличается от средней, например, на 60 километров в час, то вероятность вовлечения в ДТП для такого автомобиля возрастает, примерно, в тысячу раз по сравнению с теми, которые движутся со средней скоростью транспортного потока.
    Причина этого явления заключается в том, что водитель автомобиля, движущегося со скорость меньшей, чем средняя скорость потока, обгоняется большинством транспортных средств и становиться объектом для наезда сзади, в то время как водитель автомобиля, двигающийся с превышением средней скорости потока, сам совершает частые обгоны, что увеличивает вероятность совершения ДТП.
    Вождение автомобиля в городах с интенсивным движением транспортных средств и пешеходов требует от водителя большого внимания, дисциплинированности и четкости действий. В этих условия водитель должен двигаться с такой скоростью, чтобы своевременно обеспечить наблюдение за дорогой, ее состоянием, транспортными средствами, пешеходами, сигналами светофоров. На одной и той же улице при различных условиях скорость движения, обеспечивающая безопасность, будет разной. Рано утром и в сухую погоду, когда интенсивность движения транспорта и пешеходов небольшая можно развить максимально разрешенную скорость. При скользком состоянии проезжей части дороги, возросшей интенсивности движения и других условиях, осложняющих движение, скорость должна быть снижена.
    Водитель, имеющий небольшой стаж работы или впервые попадающий в крупный город, не должен придерживаться скорости быстро движущихся автомобилей. Лишь полностью освоившись с особенностями городского движения, можно повышать скорость. Скорость движения ни в коем случае не должна определяться тем, спешит ли водитель или пассажир. Значительное увеличение скорости в условиях города зачастую не дает ощутимого выигрыша времени. Опытный водитель заранее наблюдает за сменой сигналов светофора и выбирает скорость таким образом, чтобы подъехать к перекрестку при разрешающем сигнале светофора без резкого торможения и остановки автомобиля. Водители, стремящиеся сходу, без снижения скорости проскочить регулируемый перекресток ослабляют наблюдение за пешеходами и транспортными средствами, а это опасно.
    Необходимо учитывать, что на асфальтобетонном покрытии могут встретиться различные препятствия в виде выбоин, заниженных или даже открытых канализационных люков и т.д. Движение с высокой скоростью на таких участках дорог может привести к поломке ходовой части автомобиля, а резкое маневрирование с целью объезда препятствия чревато столкновением с движущимися в соседних полосах транспортными средствами. Особую осмотрительность при выборе скорости движения водитель должен проявлять на скользком покрытии, где даже незначительное, но резкое торможение или резкое ускорение может привести к заносу. Безопасность движения на таких дорогах можно обеспечить значительным снижением скорости.
    При движении по обледенелой дороге не следует превышать скорость, надеясь на противоскользящие материалы, которыми посыпают дороги. Иногда случается так, что при торможении песок не удерживается на обледенелом покрытии и свободно сдвигается колесами автомобиля. Также опасен при гололедице свежевыпавший снег, который маскирует обледенелое покрытие.
    Такую же опасность представляют собой опавшие с деревьев листья, лежащие на дорожном покрытии. Попав на такой участок, водитель автомобиля, двигавшегося с большой скоростью, при необходимости торможения может потерять управление и оказаться в кювете или на полосе встречного движения, так как листья под колесами могут сыграть роль смазки, резко снизив коэффициент сцепления одного или нескольких колес. Чтобы этого не случилось необходимо на большем, чем на сухой дороге расстоянии, оценивать обстановку, что позволит своевременно и достаточно плавно снизить скорость. Снижать скорость движения нужно и в начале дождя, так как первые капли не смывают, а лишь смачивают дорожную пыль и засохшую грязь, превращая ее в «смазку», которая значительно снижает эффективность действия тормозов. После сильного дождя коэффициент сцепления несколько повышается. Это является результатом смывания потоками воды скользкой пленки с дороги.
    В дождливую погоду опасны участки, где к главной асфальтированной дороге примыкают второстепенные без покрытия. Грунтовая грязь, которую наносят люди, транспорт или скот представляет серьезную опасность. Проезжать такие места нужно с небольшой постоянной скоростью, не применяя резких торможений и поворотов рулевого колеса. Движение по мокрой дороге опасно тем, что вода, попадая на тормозные прокладки, играет роль своеобразной смазки и значительно снижает эффективность действия тормозов. Поэтому после проезда больших луж не рекомендуется сразу увеличивать скорость движения, необходимо проверить действие тормозов на ходу автомобиля. Если они намокли, их нужно «просушить», увеличив подачу топлива, а левой ногой притормаживая. Когда водитель почувствует, что эффективность тормозов восстановилась, он может повысить скорость движения.
    Иногда в дождливую погоду может возникнуть весьма опасное явление – гидропланирование. Сущность его состоит в том, что при достаточно высокой скорости и большой толщине водяной пленки в зоне контакта шин с дорогой появляется водяной клин, отрывающий колеса автомобиля от покрытия. Автомобиль как бы «приседает» на задних колесах, в то же время, как передние приподнимаются на водяном клине. Автомобиль перестает слушаться руля, хотя задние колеса продолжают сохранять сцепление с дорогой. По этой причине автомобиль даже на прямолинейных участках неожиданно оказывается на встречной полосе движения, а на закруглениях дорог внезапно съезжает на обочину или опрокидывается. Слой воды, толщиной несколько сантиметров может вызывать гидропланирование при скорости движения свыше 80 километров в час, особенно при изношенных шинах. Поэтому опытные водители при проезде участков, залитых водой, придерживаются скорости не выше 50-60 километров в час.
    Анализ ДТП показывает, что наряду с происшествиями более или менее равномерно распределенными по длине дорог значительная часть их концентрируется на сравнительно коротких участках. К таким участкам относятся места с повышенной опасностью для движения, а именно: крутые повороты, подъемы, спуски, места с ограниченной обзорностью, узкие участки. Проезд этих участков допустим только с ограниченной скоростью. Если скорость движения на предшествующих участках не ограничивалась, то неопытный или неосмотрительный водитель, не считаясь с особенностями расположенного впереди участка, может развить скорость намного большую, чем допускают дорожные условия. Сталкиваясь с необходимостью резкого снижения скорости, он подвергается опасности попасть в аварию.
    Так, неправильный выбор скорости при движении на поворотах дорог – одна из главных причин таких видов дорожных происшествий, как опрокидывание или столкновение со встречным транспортом. Причиной возникновения заноса и опрокидывания на поворотах дорог являются действия центробежной силы. Причем чем выше скорость движения и центр тяжести, тем большая опасность опрокидывания.
    Происшествия на поворотах дорог происходят иногда потому, что водитель, хотя и движется со скоростью допустимой для прохождения поворота без заноса, поздно замечает поворот и для того, чтобы вписаться в него резко поворачивает рулевое колеса. Поперечная инерционная сила, возникающая при этом, может достичь значений, превышающих величину центробежной силы.
    Приближаясь к повороту надо твердо помнить, лучше снизить скорость до въезда на поворот, чем тормозить при прохождении его. На повороте не следует выключать или переключать передачи. Если поворот крутой и в конце его потребуется переключение передач, то лучше это сделать в начале поворота. Торможение и выключение сцепления на повороте может привести к заносу.
    Участки подъездов и спусков на автомобильных дорогах характеризуются значительным количеством ДТП. Причем основной причиной ДТП на таких участках чаще всего являлась чрезмерная скорость, развиваемая водителями на затяжных спусках. Характерно, что число происшествий под уклон в 1,5-3 раза больше, чем при движении на подъем. Большая опасность движения на спуск, чем на подъем, связана с увеличением длины тормозного пути на спусках при необходимости экстренного торможения, а также со случаями отказа тормозов.
    В местах с ограниченной видимостью (из-за зеленых насаждений, малых радиусов закруглений, переломов продольного профиля, строений и т.д.) скорость необходимо снижать, чтобы можно было остановить автомобиль в пределе видимости. В этом случае водителю может помочь следующий упрощенный способ выбора скорости движения: на один метр видимого расстояния принимается не более одного километра скорости движения. Например, если дорога просматривается на расстояние не более 30 метров, скорость движения не должна превышать 30 километров в час.
    При выборе скорости движения необходимо учитывать характер груза и его расположение на транспортном средстве. Чем выше размещается центр тяжести груза и меньше радиус закругления, тем опаснее движение на повороте и, следовательно, тем ниже должна быть скорость.
    Ветровая нагрузка также влияет на выбор скорости. На скользком и обледенелом покрытии при больших скоростях движения такая сила способна сдвинуть автомобиль. Может начаться занос.
    Особую опасность при сильном боковом ветре представляет момент выезда из леса или другого закрытого пространства на открытое место. Ветровая нагрузка приводит к внезапному «уводу» автомобиля. При скорости 90 километров в час и выше автомобиль может переместиться в поперечном направлении до метра. Вследствие этого он может столкнуться со встречным транспортным средством или выехать за пределы проезжей части. Поэтому, подъезжая к такому участку, необходимо значительно снизить скорость движения и, сопротивляясь уводу автомобиля, крепко удерживать рулевое колесо двумя руками.
    Немалые затруднения для водителя представляет выбор скорости движения в тумане. Большинство ДТП в условиях тумана составляют столкновения с движущимся впереди транспортным средством. При этом водители, выбирая безопасную дистанцию, не учитывали, что человеческому глазу все предметы в тумане представляются, примерно, в два раза удаленными, чем в действительности. Скорость движения в тумане во всех случаях должна быть ниже скорости движения при ясной погоде. При выборе ее надо исходить из возможности остановки автомобиля в пределах видимости. Обгон в густом тумане недопустим. В этих условиях надо избегать внезапных торможений. При необходимости остановиться, скорость надо снижать плавно. При этом целесообразно несколько раз нажать на педаль тормоза и тем самым подать сигнал для предупреждения водителей автомобилей, двигающихся сзади.
    При движении в густой снегопад, метель, в пыльную бурю или сильный ливень надо применять аналогичные меры предосторожности.
    Движение на высоких скоростях требует от водителя умения особенно точно оценивать пространственное положение автомобиля и степень безопасного приближения к параллельно движущимся попутным или встречным транспортным средствам. Известно, что автомобиль при движении по дороге постоянно отклоняется в сторону от намеченной траектории движения из-за неровностей проезжей части, наличия люфтов в передней подвеске и рулевом механизме, боковой эластичности шин.
    Надо знать, что чем выше скорость движения, тем больше это отклонение. Так, при скорости 50-60 километров в час величина отклонения от прямолинейной траектории может достигать 20 сантиметров, а при скорости 100-120 километров в час – 40 сантиметров. При обгонах или опережениях транспортных средств на высокой скорости, особенно в условиях интенсивного движения, необходимо учитывать эти отклонения при выборе безопасного интервала.
    При движении иногда встречаются участки, где проводится поверхностная обработка проезжей части (с целью увеличения шероховатости), и на проезжей части имеются щебень и мелкие камни. Обычно на таких участках дорог скорость движения ограничена соответствующими дорожными знаками. Однако даже, если таких ограничений нет, необходимо значительно снизить скорость (до 20-30 километров в час), увеличить дистанцию до впереди идущего автомобиля и, по возможности, интервал. Водитель, не сделавший этого, рискует разбить лобовое стекло камнем, который может вылететь из-под колес движущегося впереди или встречного автомобиля.
    Выбирая скоростные режимы движения, водитель должен неукоснительно соблюдать требования Правил дорожного движения, не превышать скорость движения, установленную соответствующими дорожными знаками, а также максимальную скорость движения, определенную технической характеристикой транспортного средства. Двигаться с большой скоростью можно лишь при полной надежности автомобиля, соответствующих дорожных условиях и хорошем физическом состоянии.
    Следует знать, что за превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения от 10 до 20 километров в час предусмотрено предупреждение или штраф в размере до 1 базовой величины, а за превышение водителями установленной скорости движения от 20 до 30 километров в час – штраф в размере от 1 до 2 базовых величин.
    Превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения более чем на 30 километров в час влечет штраф в размере от 2 до 10 базовых величин. Превышение установленной скорости движения на величину от 20 километров в час и более, совершенное водителем повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания за такие нарушения, влечет наложение штрафа в размере от 4 до 15 базовых величин или лишение права управления транспортным средством сроком до 1 года.
    Рекомендации по использованию ремней безопасности и детских удерживающих устройств
    В соответствии с требованиями Правил дорожного движения водитель должен быть пристегнутым и не перевозить пассажиров с непристегнутыми ремнями безопасности в механическом транспортном средстве, оборудованным такими ремнями, а при движении на мотоцикле – быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема. Это требование касается не только водителя и пассажира на переднем сиденье, но и пассажиров перевозимых на заднем сиденье автомобиля.
    Допускается не пристегиваться ремнями безопасности только для:
    лица, обучающего управлению механическим транспортным средством, когда транспортным средством управляет обучаемый управлению;
    пассажира транспортного средства оперативного назначения, водителя автомобиля-такси – при движении в населенном пункте;
    пассажира с медицинскими противопоказаниями, перечень которых определяется Министерством здравоохранения.
    В настоящее время практически все автомобили оснащены ремнями безопасности – эффективным средством защиты водителя и пассажиров. Ремень безопасности при ДТП предохраняет их от удара о приборный щиток или от опасности быть выброшенным через дверцу или ветровое стекло.
    Осуществляя перевозку пассажиров, водители легковых автомобилей и мотоциклов должны помнить, что нельзя перевозить детей до 12 лет на переднем сиденье легкового автомобиля при отсутствии специального детского удерживающего устройства (сиденья), а также на заднее сиденье мотоцикла. Нельзя также перевозить детей на коленях у водителя и у пассажира на переднем сиденье легкового автомобиля. В то же время совершеннолетний пассажир на заднем сиденье легкового автомобиля может держать на коленях одного несовершеннолетнего в возрасте до двенадцати лет при условии, что названный пассажир пристегнут ремнем безопасности.
    Дети в возрасте до 9 месяцев должны перевозиться в транспортном средстве в специальной люльке, зафиксированной на заднем сиденье с помощью ремней безопасности, и имеющую защитную сетку. Детей в возрасте от 9 месяцев до 3 лет необходимо перевозить с использованием специального кресла, снабженного соответствующими ремнями, и, устанавливаемого на заднем сиденье. Дети в возрасте с 3 до 12 лет должны перевозиться в транспортном средстве с использованием специального детского сиденья на переднем сиденье или пристегнутые ремнями безопасности на заднем сиденье легкового автомобиля.
    Кроме использования специальных удерживающих устройств для обеспечения безопасности детей-пассажиров, необходимо соблюдать следующие правила: закрывать дверь автомобиля на предохранительную защелку; не оставлять тяжелых и острых предметов на задней полке автомобиля, так как в момент столкновения или резкого торможения они могут травмировать ребенка; иметь с собой какие-нибудь игры или лакомства для того, чтобы дети легче переносили поездку в автомобиле. Водителям следует помнить, что нарушение правил перевозки людей влечет административное взыскание в виде предупреждения или штрафа в размере от 1 до 5 базовых величин. За нарушение правил пользования мотошлемами или ремнями безопасности предусмотрено предупреждение или наложение штрафа в размере до 1 базовой величины.
    Водительская этика
    Главная заповедь водительской этики, помогать друг другу, уступать дорогу, если просят, предупреждать об опасности, помогать в устранении неисправностей. В водительской практике важны такие этические нормы как, ответственность, дисциплинированность, соблюдение требований Правил дорожного движения, уважение к другим участникам дорожного движения.
    Основные нормы и правила этики поведения водителя:
    - относитесь к другим водителям так, как хотите, чтобы относились к Вам; действуйте понятно для других водителей и пешеходов, это может избежать многих критических ситуаций;
    - терпеливо и снисходительно относитесь к ошибкам других;
    - не возмущайтесь каждой мелочью – медлительным пешеходом, запрещающим сигналом светофора, медленно движущимся транспортным средством; относитесь к этим явлениям спокойно, как к неизбежным;
    - проявляйте выдержку к проявлениям недисциплинированности и агрессии, не отвечайте тем же;
    - не допускайте возникновения отрицательных эмоций при необходимости уступить дорогу другому участнику дорожного движения;
    - не осложняйте жизнь соседям и знакомым своим автомобилем;
    - соблюдайте экологические нормы и требования, не засоряйте землю отработанным маслом, изношенными деталями и мусором – для них есть специально отведенные места;
    - оказывайте помощь в дороге другим водителям, при необходимости помогут и Вам;
    - всегда уступайте дорогу пешеходам в местах, где они имеют преимущественное право на движение, жестом приглашайте их идти, если они не решаются;
    - остановившись у светофора в темное время суток, не держите ногу на педали тормоза, яркий свет стоп-сигналов может ослепить водителей автомобилей, стоящих сзади;
    - не забывайте благодарить жестом руки водителей, уступивших дорогу по вашей просьбе или предупредивших Вас об опасности;
    - уступайте дорогу по просьбе других участников дорожного движения, предупреждайте их об опасности;
    - не забывайте, что безопасное движение требует сотрудничества между водителями, а не соревнования;
    - не настаивайте на своей правоте, а просто уступайте дорогу.
    Вежливый водитель тратит меньше нервной энергии, автомобиль он водит более безопасно, потому что выдержан и уверен в себе.

    Соблюдение мер безопасности и требований инструкций по охране труда, профилактике детского травматизма

    Проблемы охраны здоровья детей, профилактики детского травматизма, создания безопасных условий обучения и воспитания находятся под постоянным контролем администрации и педагогов.
    С целью создания безопасных условий на занятиях с обучающимися проводятся инструктажи по охране труда и безопасного поведения на занятиях и во внеурочное время:
    Проведение тематических классных часов.
    Беседы инспекторов ГИБДД с обучающимися.
    Участие в мероприятиях по Правилам дорожного движения, проводимых на городском уровне.
    Участие в мероприятиях по безопасности дорожного движения, проводимых в рамках Всероссийской операции "Внимание - дети!"\
    Обсуждение с учащимися конкретных примеров дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, произошедших на территории области /района.
    Проведение бесед с учащимися-нарушителями Правил дорожного движения.
    Ведение журнала проведения инструктажей перед выходами в общественные места.
    Создание и работа отряда юных инспекторов движения.
    Травматизм является серьезной проблемой, оказывающей наибольшее воздействие на молодых людей. В то же время значимость данной проблемы зачастую недооценивается. Травматизма можно избежать путем принятия мер профилактики или борьбы с ним. Гуманистический характер данной проблемы выражается в воспитании ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности, как личного самосохранения здоровья во всех его значениях, так и бережного отношения к здоровью других людей. При разработке комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение травматизма, особую роль играет предупреждение несчастных случаев и травм. Среди детей разных возрастов, травматизм распределяется неравномерно, в большей мере поражая детей младшего школьного возраста. Образовательное учреждение с начальных классов закладывает ученикам основы знаний о самосохранении, при этом важно сочетать развитие самостоятельности с воспитанием ответственности за безопасное поведение. В младших классах еще возможна переориентация личностных качеств детей, поскольку почти всегда в основе их опасных поступков лежат заниженные представления о реальном уровне допустимого риска в различных жизненных ситуациях. Учитывая требования федеральных законов об охране труда и техники безопасности, особое место отводится изучению правил дорожного движения, правил поведения учащихся в образовательном учреждении, правил и норм пожарной, электрической безопасности и требований норм охраны труда.
     
    Комплекс программных мероприятий предусматривает использование следующих форм деятельности:
    инструктирование по технике безопасности обучающихся;
    инструктирование по охране труда сотрудников;
    организация и проведение классных часов, беседы;
    проведение обучающих семинаров, организация встреч с работниками ГИБДД;
    участие в творческих конкурсах по профилактике детского травматизма с применением современных технологий;
    просмотр видеофильмов по данной тематике;
    проведение совместных мероприятий по действиям в чрезвычайных ситуациях;
    организация и проведение родительских собраний по профилактике травматизма в быту;
    создание информационного поля по ответственности родителей за безопасность своих детей;
    организация и проведение совместных мероприятий с учреждениями здравоохранения.
    Виды травматизма:
    бытовой;
    уличный (связанный с транспортом);
    уличный (нетранспортный);
    школьный;
    спортивный.
    Основные направления профилактики травматизма в образовательном учреждении:
    •    соблюдение нормативов и регламентов, обеспечивающих безопасность образовательного и воспитательного процессов в школе;
    •    организация дежурства педагогов;
    •    организация подвижных игр на переменах;
    •    выполнение гигиенических требований к условиям обучения в образовательном учреждении;
    •    организация обучения и проверки знаний по охране труда сотрудников образовательного учреждения;
    •    проведение инструктажей на рабочем месте, целевые и внеплановые инструктажи с обучающимися.

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie